Основная общеобразовательная программа начального общего образования (ООП НОО)

Описание основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №3 г.Ядрина

 

Основная образовательная программам начального общего образования (далее – Программа) Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Ядрина Ядринского муниципального округа Чувашской Республики разработана на основе ФЗ №273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ» с изменениями и дополнениями, ФГОС НОО, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. №286 и ФОП НОО, утвержденной Приказом №372 Минпросвещения РФ от 18 мая 2023 года № 74229.

Также при реализации ООП НОО учтены требования

•        Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»,

•        Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

При разработке ООП НОО МАОУ СОШ №3 г.Ядрина предусматривает непосредственное применение при реализации обязательной части ООП ООО федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир «Родной (чувашский) язык», «Литературное чтение на родном (чувашском) языке, «Иностранный (английский) язык», «Математика» «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура», «Основы религиозных культур и светской этики».

ООП НОО включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.

Приложением к ООП НОО являются локальные нормативные акты образовательной организации, конкретизирующие и дополняющие основную образовательную программу. ООП НОО МАОУ СОШ №3 г.Ядрина через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Разработка основной образовательной программы начального общего образования осуществлялась в СОШ № 3 г. Ядрина с привлечением органов самоуправления: Управляющего Совета и Педагогического Совета, обеспечивающих государственно-общественный характер управления Школы

ООП НОО содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

ООП НОО не противоречит Уставу Школы и всем другим документам, регламентирующим осуществление образовательного процесса.

Целями реализации ООП НОО являются:

·                организация учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых результатов основного общего образования, отражённых в ФГОС НОО;

·                создание условий для становления и формирования личности обучающегося;

·                организация деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одарённых, успешных обучающихся и (или) для обучающихся социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.

Достижение поставленных целей реализации ООП НОО предусматривает решение следующих основных задач:

·                формирование у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению;

·                обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

·                обеспечение преемственности основного общего и среднего общего образования;

·                достижение планируемых результатов освоения ФОП НОО всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

·                обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

·                выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию общественно полезной деятельности;

·                организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

·                участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации;

·                включение обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

·                организация социального и учебно-исследовательского проектирования, профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, организациями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

·                создание условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение  их безопасности.

ООП НОО учитывает следующие принципы:

·                принцип учёта ФГОС НОО: ООП НОО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС НОО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на уровне основного общего образования;

·                принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования образовательной организации ООП НОО характеризует право получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности;

·                принцип учёта ведущей деятельности обучающегося: ООП НОО обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);

·                принцип индивидуализации обучения: ООП нОО предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;

·                системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результаты обучения, на развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

·                принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

·                принцип обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых учебных предметов;

·                принцип интеграции обучения и воспитания: ООП НОО предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на достижение личностных результатов освоения образовательной программы;

·                принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий.

Объём учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г. №2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021г., регистрационный № 62296), действующими до 1 марта 2027 г. (далее – Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020г., регистрационный № 61573), действующими до 1 января 2027г. (далее – Санитарно-эпидемиологические требования).

ООП НОО учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся. Общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее 3039 академических часов и более 3345 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.

В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.