Описание основной образовательной
программы среднего общего образования МАОУ СОШ №3 г.Ядрина
ООП СОО
МАОУ СОШ №3 г. Ядрина разработана в соответствии с п.6.1, п.6.2, п.6.3, п.6.4
ФЗ от 24.09.2022 года № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации», ст. 1 ФЗ «Об обязательных требованиях в
Российской Федерации», частью 6 и 10 ст. 12 Федерального закона от 29 декабря
2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказами
Министерства просвещения России от 30.09.2022 года № 874 «Об утверждении
Порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных
программ» и от 23.11.2022 года № 1014 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования», пунктом 1 и подпунктом
4.2.6 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018
года № 884.
ООП СОО
является основным документом, определяющим содержание общего образования, а
также регламентирующим образовательную деятельность Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 с
углубленным изучением отдельных предметов» г.Ядрина Ядринского муниципального
округа Чувашской Республики (далее МАОУ СОШ №3 г.Ядрина)
в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС СОО
соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Цели реализации ООП СОО:
·
формирование российской гражданской
идентичности обучающихся;
·
воспитание и социализация обучающихся, их
самоидентификация посредством личностно и общественно значимой деятельности,
социального и гражданского становления;
·
преемственность основных образовательных
программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего,
профессионального образования;
·
организация учебного процесса с учётом целей,
содержания и планируемых результатов среднего общего образования, отражённых в
ФГОС СОО;
·
формирование навыков самостоятельной учебной
деятельности обучающихся на основе индивидуализации и профессиональной
ориентации содержания среднего общего образования;
·
подготовка обучающегося к жизни в обществе,
самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу
профессиональной деятельности;
·
организация деятельности педагогического
коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одарённых,
успешных обучающихся и (или) для обучающихся социальных групп, нуждающихся в
особом внимании и поддержке.
Достижение
поставленных целей реализации ООП СОО МАОУ СОШ №3 г.Ядрина предусматривает
решение следующих основных задач:
·
формирование у обучающихся нравственных
убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного
и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком
Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие
склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению;
·
обеспечение планируемых результатов по освоению
обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его
развития и состояния здоровья;
·
обеспечение преемственности основного общего и
среднего общего образования;
·
достижение планируемых результатов освоения ФОП
СОО всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья (далее – ОВЗ);
·
обеспечение доступности получения качественного
среднего общего образования;
·
выявление и развитие способностей обучающихся,
в том числе проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций,
студий и других, организацию общественно полезной деятельности;
·
организация интеллектуальных и творческих
соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской
деятельности;
·
участие обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогических работников в проектировании и развитии социальной
среды МАОУ СОШ №3 г.Ядрина;
·
включение обучающихся в процессы познания и
преобразования социальной среды (населенного пункта, района, города) для
приобретения опыта реального управления и действия;
·
организация социального и учебно-исследовательского
проектирования, профессиональной ориентации обучающихся при поддержке
педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми
организациями, организациями профессионального образования, центрами
профессиональной работы;
·
создание условий для сохранения и укрепления
физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение
их безопасности.
Принципы формирования и механизмы реализации ООП
СОО:
·
принцип учёта ФГОС и ФОП СОО базируется на
требованиях, предъявляемых к целям, содержанию, планируемым результатам и
условиям обучения на уровне среднего общего образования;
·
принцип учёта языка обучения: с учётом условий
функционирования МАОУ СОШ №3 г.Ядрина ООП СОО характеризует право получения
образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и
отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, планах
внеурочной деятельности;
·
принцип учёта ведущей деятельности
обучающегося: ООП СОО обеспечивает конструирование учебного процесса в
структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех
компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные
операции, контроль и самоконтроль);
·
принцип индивидуализации обучения: ООП СОО
предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и
учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и
интересами с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
·
системно-деятельностный подход, предполагающий
ориентацию на результаты обучения, на развитие активной учебно-познавательной
деятельности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий,
познания и освоения мира личности, формирование его готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию;
·
принцип учета индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся при построении
образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и
путей их достижения;
·
принцип обеспечения фундаментального характера
образования, учета специфики изучаемых учебных предметов;
·
принцип интеграции обучения и воспитания: ООП
СОО предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на достижение
личностных результатов освоения образовательной программы;
·
принцип здоровьесбережения: при организации
образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые
могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся,
приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий.
Объём
учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны
соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 января 2021г. №2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 29 января 2021г., регистрационный № 62296), действующими до 1 марта
2027г. (далее – Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации 18 декабря 2020г., регистрационный № 61573), действующими до 1 января
2027г. (далее – Санитарно-эпидемиологические требования).
ООП СОО
учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся.
Общий
объем аудиторной работы обучающихся за два учебных года не может составлять
менее 2170 часов и более 2516 часов в соответствии с требованиями к организации
образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной)
учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и
Санитарно-эпидемиологическими требованиями (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 29
декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В целях удовлетворения образовательных
потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные
учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой
программы среднего общего образования в порядке, установленном локальными
нормативными актами МАОУ СОШ №3 г.Ядрина.