Основная общеобразовательная программа среднего общего образования (ООП СОО )

Описание основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ СОШ №3 г.Ядрина

 

ООП СОО МАОУ СОШ №3 г. Ядрина разработана в соответствии с п.6.1, п.6.2, п.6.3, п.6.4 ФЗ от 24.09.2022 года № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 1 ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», частью 6 и 10 ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказами Министерства просвещения России от 30.09.2022 года № 874 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ» и от 23.11.2022 года № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования», пунктом 1 и подпунктом 4.2.6 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 года № 884.

ООП СОО является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Ядрина Ядринского муниципального округа Чувашской Республики (далее МАОУ СОШ №3 г.Ядрина) в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС СОО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Цели реализации ООП СОО:

·                формирование российской гражданской идентичности обучающихся;

·                воспитание и социализация обучающихся, их самоидентификация посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления;

·                преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;

·                организация учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых результатов среднего общего образования, отражённых в ФГОС СОО;

·                формирование навыков самостоятельной учебной деятельности обучающихся на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования;

·                подготовка обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности;

·                организация деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одарённых, успешных обучающихся и (или) для обучающихся социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.

Достижение поставленных целей реализации ООП СОО МАОУ СОШ №3 г.Ядрина предусматривает решение следующих основных задач:

·                формирование у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению;

·                обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

·                обеспечение преемственности основного общего и среднего общего образования;

·                достижение планируемых результатов освоения ФОП СОО всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);

·                обеспечение доступности получения качественного среднего общего образования;

·                выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию общественно полезной деятельности;

·                организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

·                участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды МАОУ СОШ №3 г.Ядрина;

·                включение обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

·                организация социального и учебно-исследовательского проектирования, профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми организациями, организациями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

·                создание условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Принципы формирования и механизмы реализации ООП СОО:

·                принцип учёта ФГОС и ФОП СОО базируется на требованиях, предъявляемых к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на уровне среднего общего образования;

·                принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования МАОУ СОШ №3 г.Ядрина ООП СОО характеризует право получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности;

·                принцип учёта ведущей деятельности обучающегося: ООП СОО обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);

·                принцип индивидуализации обучения: ООП СОО предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;

·                системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результаты обучения, на развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

·                принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

·                принцип обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых учебных предметов;

·                принцип интеграции обучения и воспитания: ООП СОО предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на достижение личностных результатов освоения образовательной программы;

·                принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий.

Объём учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г. №2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021г., регистрационный № 62296), действующими до 1 марта 2027г. (далее – Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020г., регистрационный № 61573), действующими до 1 января 2027г. (далее – Санитарно-эпидемиологические требования).

ООП СОО учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся.

Общий объем аудиторной работы обучающихся за два учебных года не может составлять менее 2170 часов и более 2516 часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы среднего общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами МАОУ СОШ №3 г.Ядрина.